Главная > Образование

Образование

       Вот уже год школы Молдовы лихорадит: то их полностью переводят на дистанционное обучение, то возвращают к обычному режиму работы только некоторые классы. NM побывал в селе Чеболакчия Кантемирского района, где неделю назад всем ученикам местного лицея разрешили вернуться за парты. Как школы выдерживают эти «метания из стороны в сторону», как это сказывается на образовании, и почему в школе важны не только уроки, NM рассказали преподаватели и ученики сельского лицея.

«Хорошо, что вернулись. Мне их детского гула и смеха очень не хватало»

Утро. На площадке перед лицеем имени Николая Михая много детей. В нем учатся более 400 учеников из пяти сел. Школьники радостно приветствуют друг друга, громко разговаривают и стайками разбегаются по классам. Раздается звонок на первый урок. Площадка перед лицеем и школьные коридоры пустеют.

«Хочешь убить государство, начни с образования». Как школа в молдавском селе переживает пандемию. Репортаж NM«Хочешь убить государство, начни с образования». Как школа в молдавском селе переживает пандемию. Репортаж NM

Денис Дерменжи

На скамейке у входа в лицей сидит женщина средних лет с электронным термометром в руках, а на столе перед ней — журнал записи.

— Посетитель? Будьте добры, заполните и распишитесь.

Застенчиво улыбающаяся женщина отказалась представиться, но по пути к кабинету директора рассказала, что уже много лет работает в школе техничкой . До ковида, по ее словам, успевала несколько раз за смену вымыть полы в «выделенном ей периметре». Под конец дня, говорит, сил ни на что не оставалось. Но очень рада, что школу, наконец, открыли.

— Хорошо, что деток возвращают в школу. А то бы без работы сидела. Хоть и платили все это время, но без дела сидеть некрасиво. Пусть учатся, а я буду свою работу делать. То, что иногда не слушаются или разбрасывают мусор, так это ничего. Знаете, как грустно становится, когда школа пустует?

«Я подумала: все пропало, дети останутся без преподавателя»
Виорика Папанага, директор лицея

Все наши преподаватели, конечно, обрадовались разрешению вернуться к нормальному режиму. Но пока неизвестно, будет ли это окончательное возвращение за парты. Районная чрезвычайная комиссия каждые несколько недель, в зависимости от ситуации с заболеваемостью коронавирусом, принимает решение, в каком режиме будут работать школы. Но нам сообщают это решение вечером накануне нового режима. Так было в начале пандемии, так продолжается до сих пор. Как успеть все подготовить? Мы не так автономны, как другие учебные заведения, и не очень приспособлены к таким внезапным маневрам.

«Хочешь убить государство, начни с образования». Как школа в молдавском селе переживает пандемию. Репортаж NM

Несмотря на нехватку технических ресурсов, увеличение объема работы и все эти метания из стороны в сторону, наш педагогический состав не изменился. У нас и до ковида был очень сплоченный коллектив, но все, через что пришлось пройти, сблизило нас еще больше.

Так получилось, что перед самой пандемией мы остались без учителя младших классов. Наша коллега, которая уже давно на пенсии, согласилась вести занятия у малышей. Разразилась пандемия, и всех перевели на дистанционное обучение. Я подумала: все пропало, дети останутся без преподавателя. Но наша коллега сказала: «Я понимаю, в какой мы ситуации. Научите меня, и я попытаюсь вести занятия с детками онлайн». И она справилась. Более того, она звонила каждому ребенку на домашний телефон и работала с ним индивидуально.

«Один решает примеры, второй спит, третий переодевается»
Зинаида Нягу, преподаватель начальных классов

Сложнее всего в онлайн с первоклашками: если детям не поставить базу в начальных классах, дальше их будет страшно отпускать «в свободное плавание». Раньше мы с таким азартом работали, получали огромную отдачу от деток, и это очень мотивировало. А что дети поймут сейчас, если они толком за партой не посидели. Это — первый класс, детишкам нужно объяснить элементарные вещи: как правильно ручку держать, за партой сидеть. Не сделаем это сейчас, дальше никакой дисциплины не будет.

Когда они по ту сторону экрана, я не могу уследить за каждым, наладить контакт. Я их не чувствую: один решает пример, второй печенье ест, третий спит, четвертый переодевается или в солдатики играет. Да, они получают какие-то знания, но не всегда приобретают необходимые навыки. Нет прежней социализации, нет дисциплины. Школа — это не только уроки и классные занятия. Школа — это общение, игры на свежем воздухе, внеклассные мероприятия. А что видит ребенок на дистанционке, кроме экрана телефона, планшета или компьютера?

Много времени уходит на то, чтобы организовать учебный процесс. Изоляция — это серьезная проверка института образования. Знаете, есть выражение: хочешь убить государство, начни с образования.

«Хочешь убить государство, начни с образования». Как школа в молдавском селе переживает пандемию. Репортаж NM

Все эти чаты, постоянные сообщения, звонки и видеоконференции давят на преподавателя. Раньше у нас были четкие границы: школа и дом. А на дистанционке один ребенок вышлет домашнее задание в два часа, другой — в три, а третий — в восемь вечера. Но пока ты не наведешь порядок в сегодняшнем дне, уходить в завтрашний смысла нет.

«Думают, я не понимаю, что они ушли в Facebook»
Тамара Петряну, преподаватель английского языка

Такое ощущение, что захожу не в класс, а в интернет-кафе. Все в наушниках, с телефонами, планшетами, кто-то даже чай или кофе пьет. Говорят, это мы их так научили, и списывают все на онлайн-обучение. Я стараюсь понять детей, вижу, как на них влияют все эти переходы: не успеют привыкнуть к одному формату, а их переводят обратно.

«Хочешь убить государство, начни с образования». Как школа в молдавском селе переживает пандемию. Репортаж NM

Бывало, некоторые ученики специально саботировали онлайн-занятия: выходят из беседы и говорят, что их кто-то «кикнул» [удалил из беседы]. Думают, я не понимаю, что они свернули окно беседы и ушли в Facebook, Instagram или куда-то еще. Некоторые учителя в таких случаях, долго не церемонясь, ставят пропуск. Я же их прекрасно понимаю: иногда скучно становится, надоедает и хочется переключиться на что-то другое. Хорошо, хоть возвращаются обратно на онлайн-урок.

«У нас ведь еще возраст такой — каждый день «американские горки «»
Анна-Мария Григорицэ, ученица 12 класса

Честно, я очень боюсь того, что будет на бакалавре. За этот год у меня мотивация упала до нуля. У нас ведь еще возраст такой — каждый день «американские горки»: настроение постоянно меняется, его сложно контролировать, а тут еще родители не теряют попыток опекать и контролировать. Нам, кроме собственных переживаний по поводу предстоящих экзаменов, правильности выбранных предметов и выбора вуза, приходится оправдывать ожидания родителей, учителей и всего общества.Еще есть тревога на фоне всей этой неопределенности, связанной с датами проведения экзаменов, которые пока неизвестны.

«Хочешь убить государство, начни с образования». Как школа в молдавском селе переживает пандемию. Репортаж NM

Денис Дерменжи

«Стало ясно, что учеба станет совсем другой»
Дмитрий Тащенко, ученик 12 класса

Все это время дистанционка была для меня своего рода спасательным кругом. Благодаря ей я мог совмещать работу и учебу. Вынуждает к этому сложная ситуация в семье. Приходится чем-то жертвовать — если не качеством образования, то свободным временем. Пытался не отставать от одноклассников: с одной стороны, просят показать решение задачи, а, с другой, ты мешаешь бетон или дрова колешь. Да, мне так было удобнее, но сам понимаю, что образование, которое получаю, не из лучших. И причина во мне.

Когда нас впервые перевели на дистанционное обучение, стало ясно, что учеба станет совсем другой. Были онлайн-занятия, но это совсем не тот уровень концентрации, который был в классах. Бывало, нам просто присылали задания, которые нужно выполнить к определенному сроку. Так я понял, что никакие программы не могут обеспечить эффективное онлайн-обучение целого класса. Как бы ни старались учителя.

«Дистанционка никогда не заменит живых занятий»
Мирела Иким, ученица 11 класса

Заметила, что для некоторых моих одноклассников онлайн-занятия — как мини-каникулы. Понятно теперь, почему многие из них ничего не усваивают в этих условиях. Из 28 учеников к первому уроку в Zoom заходит чуть больше половины. Кто-то просто молчит — не удивлюсь, если спит. Для некоторых онлайн-образование стало очень удобным и комфортным. Дистанционка никогда не заменит живых занятий, но в условиях пандемии онлайн-занятия — хорошая альтернатива. Лучше, чем вообще ничего.

Как по мне, главный минус дистанционки — отсутствии прежней социализации, контакта с одноклассниками. Мы старались, конечно, поддерживали связь: были чаты в мессенджерах, что-то обсуждали, грустили и ждали, когда все, наконец-то, закончится, чтобы снова встретиться и общаться, как раньше. Но такого ощущения, что все развалилось и больше не работает, не было.

***
По информации врачей и ВОЗ, большинство детей достаточно легко или даже бессимптомно переносят ковид. Но ВОЗ рекомендует во время новых волн заболевания переводить школы в онлайн, так как дети часто становятся переносчиками вируса. Как отметила в беседе с NM председатель Национального консультативного комитета специалистов в области иммунизации Нинель Ревенко, есть много случаев, когда дети приносят вирус в семью, где взрослые, особенно старшее поколение, болеют гораздо тяжелее. Но и у детей, по словам Ревенко, «бывают тяжелые формы ковида: поражение сердца, сосудов, легких, если у детей есть сопутствующие заболевания».

По последним данным минобразования, сейчас в Молдове около 40% учебных заведений работают полностью в онлайн-режиме, еще 38% — по смешанной системе: школу посещают ученики начальных и выпускных классов, остальные учатся дистанционно. Остальным школам разрешили работать в обычном режиме, соблюдая меры эпидемиологической безопасности.

Корреспондент NtwMaker:   Денис Дерменжи


Просмотров: 125 | Добавил: IvanBahov


Всего комментариев: 0

avatar